Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Принципиально важной стороной в применении педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов. Педагог в общении с детьми должен придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Целью педагога является – содействие становлению ребенка как личности.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного процесса, которыми являются дети, родители и сотрудники ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К современным образовательным технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно — коммуникационные технологии;
личностно — ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию личности дошкольника, является познавательно-исследовательская деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Формирование исследовательских умений и навыков дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослыми. Это игровая, трудовая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы и музыки и т.п. Но, именно в процессе реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связях между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Цель исследовательской деятельности в ДОУ — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи:
— формирование коммуникативных навыков;
— формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы, способы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Однако надо отметить, что применение технологии познавательно – исследовательской деятельности не может существовать без использования ТРИЗ — технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы познавательно – исследовательской деятельности воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что — то исследуя или проводя эксперименты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
- Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
- Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- Эвристические беседы;
- Постановка и решение вопросов проблемного характера;
- Наблюдения;
- Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- Опыты;
- Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- Подражание голосам и звукам природы;
- Использование художественного слова;
- Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- Трудовые поручения, действия.
Для активизации процесса можно задавать проблемные вопросы:
- Почему карандаш рисует, а палочка нет;
- Что будет, если снег принести в комнату?;
- Почему шарик катится, а кубик нет?;
- Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
- Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
- Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
- Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода?(свойства воды);
- Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
- Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
Заключение: Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Применение педагогических технологий, в частности познавательно – исследовательской невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Но не стоит забывать о том что, только систематичность использования технологий дает положительные и продуктивные результаты, гарантируют высокие достижения дошкольника и в дальнейшем их успешное обучение в школе.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.