Технология познавательно – исследовательской деятельности как условие реализации образовательного процесса современных детей в реализации ФГОС

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Принципиально важной стороной в применении педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов. Педагог в общении с детьми должен придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Целью педагога является – содействие становлению ребенка как личности.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного процесса, которыми являются дети, родители и сотрудники ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К современным образовательным технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно — коммуникационные технологии;

личностно — ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Одним из перспективных методов, способствующих развитию личности дошкольника, является познавательно-исследовательская деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

Формирование исследовательских умений и навыков дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослыми. Это игровая, трудовая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы и музыки и т.п. Но, именно в процессе реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связях между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Цель исследовательской деятельности в ДОУ — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка, решающая следующие задачи:

— формирование коммуникативных навыков;

— формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы, способы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Однако надо отметить, что применение технологии познавательно – исследовательской деятельности не может существовать без использования ТРИЗ — технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы познавательно – исследовательской деятельности воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что — то исследуя или проводя эксперименты.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

  1. Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

  1. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

  1. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  1. Эвристические беседы;
  2. Постановка и решение вопросов проблемного характера;
  3. Наблюдения;
  4. Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  5. Опыты;
  6. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  7. «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  8. Подражание голосам и звукам природы;
  9. Использование художественного слова;
  10. Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  11. Трудовые поручения, действия.

Для активизации процесса можно задавать проблемные вопросы:

  • Почему карандаш рисует, а палочка нет;
  • Что будет, если снег принести в комнату?;
  • Почему шарик катится, а кубик нет?;
  • Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
  • Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
  • Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
  • Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода?(свойства воды);
  • Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
  • Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

Заключение: Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Применение педагогических технологий, в частности познавательно – исследовательской невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Но не стоит забывать о том что, только систематичность использования технологий дает положительные и продуктивные результаты,   гарантируют высокие достижения дошкольника и в дальнейшем их успешное обучение в школе.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Комментирование запрещено