Воспитание без наказаний

Воспитание без наказаний возможно, если вся система воздействий на ребёнка с первых дней его жизни основывается на разумной требовательности к нему и уважении в нём человеческой личности. Когда ребёнку в семье предъявляют определённые требования, когда у него посильные обязанности, для него установлении и строго выполняется режим дня – это упорядочивает поведение ребёнка, создаёт привычку владеть собой, управлять своими поступками. При соблюдении этих условий воспитания легче научить ребёнка поступать хорошо, как в присутствии, так и в отсутствии взрослых, реагировать на «мягкие» меры воздействия.

Ребёнок, привыкший к мягкому и вместе с тем требовательному обращению, быстро реагирует на указания и замечания других. К таким детям не приходится применять наказания. Достаточно такому ребёнку сделать замечание спокойным тоном отметить, что так поступать «некрасиво», как он тут же реагирует на ваше замечание. Важно, чтобы ребёнок уже с малолетства ощущал неловкость, когда ему делают замечания взрослые. А это важно, если мы, взрослые, деликатно обращаемся с малышами, щадим их детское самолюбие, поддерживаем в них человеческое достоинство, что конечно несовместимо с применением частых наказаний, одёргиваний. Ребёнок привыкает к столь высоким раздражителям и перестаёт на них реагировать, становится нечувствительным к «мягким» мерам воздействия.

Умение родителей обходиться без наказаний в воспитании детей – залог успешного развития в детях лучших черт. Только на основе высокой сознательности возможно сформировать такие качества, как гуманность, чуткость к людям, душевную деликатность, ответственность за свои поступки, умение считаться с интересами и удобствами окружающих.

Как определить меру требовательности к ребёнку? Прежде всего, для этого важно видеть за поступками детей мотивы, которыми они руководствуются и которые подчас остаются скрытыми для родителей. Сложность в руководстве поведением ребёнка чаще всего возникает в связи с тем, что, не поняв истинных причин детских поступков, мы применяем совсем не подходящие меры воздействия, бываем слишком строги или слишком снисходительны. Правильный подход к детям во многом зависит от того, насколько мы их знаем и понимаем.

Мы склонны воздействовать на ребёнка сразу «крутыми» способами: наказать – и всё! А почему бы не использовать всю гамму воздействий, применяя их постепенно? Если «мягкая» мера не возымела успеха, то у родителей в запасе ещё несколько более «сильных» способов, заставляющих ребёнка послушаться. Родители всегда имеют немало способов, дающих возможность понять ребёнку, что им недовольны.

Суровый взгляд, холодно – вежливое обращение…и ещё много – много: если отказать в прогулке с собой, в участии слушать сказку, которую будет читать или рассказывать отец или мать…

Вот наказания, которые произведут и раскаяние, и сознание, и слёзы, и исправление. Для ребёнка, который привязан к родителям, их суровый взгляд, нахмуренные брови, неодобрительный жест уже могут явиться неприятностью можно выразить недовольство поведением ребёнка в более категорической форме: отказать в ласке, разговаривать с ребёнком сухим, официальным тоном. Малыши очень чутко улавливают изменения в тоне взрослых, и обычно начинают ласкаться, стараясь всячески вернуть к себе расположение взрослых.

Иногда мать или отец временно перестают разговаривать с ребёнком, стараясь подчеркнуть своё огорчение поступком дочери или сына. Если ребёнок дорожит привязанностью родного человека, то отказ родителей разговаривать с ним сам по себе является чуть ли не наказанием. Сердце ребёнка не может на это не откликнуться.

Детей, отличающихся повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что об их поступке, если он повторится, расскажут другим членам семьи, а то и воспитательнице детского сада. Иногда можно рассказать в присутствии ребёнка о его недостойном поведении знакомым, особенно тем, кто его уважает, с мнением которых он считается.

Многие родители с успехом применяют, так называемый, метод естественных последствий, т.е. выбирают меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил – убери, налил – вытри, оторвал – пришей… это вызывает у ребёнка отношение к тому, что он натворил, не очень то приятно, когда самому приходится пожинать результаты своего плохого поведения. Пожалуй, ни один из способов воздействия не заставляет так остро почувствовать неправильность собственного поступка, как метод естественных последствий. Метод естественных последствий не всегда применим. Нельзя отправить ребёнка в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив, нельзя оставить ребёнка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одевать ту одежду, которую ему предлагали взрослые.

Сколько хлопот доставляют дети – «непоседы», неуравновешенные и шумные. Родителям кажется, что только их замечания, окрики как – то еще в силах сдерживать такого шалуна. В действительности же взрослые постоянной муштрой лишь подливают масло в огонь: дети возбуждаются ещё больше. У таких детей вырабатывается готовность к отпору, стремление поступить «назло». Частые одёргивания, окрики, замечания лишь усиливают недостатки ребёнка. Робкие, тихие дети от постоянных одёргиваний становятся ещё более заторможенными, застенчивыми. Это о таких детях говорят: «забитый ребёнок». Зато легко возбудимые дети становятся особо агрессивными, «неподдающимися».

Совершенно недопустимы различные запугивания детей. Взрослым кажется безобидным, когда они добиваются послушания от детей тем, что пугают их, но для психики детей это очень вредно.

Недопустимо прибегать к «подкупу» и обману, добиваясь от детей послушания. Если ребёнка заставляют подчиняться требованиям взрослых, обещая за это дать лакомство или игрушку, то ребёнок специально может упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно, если при этом его обманывают и не выполняют обещания. К одной ошибке добавилась другая: однажды обманувшись, ребёнку уже не будет в дальнейшем верить взрослому. От такого ребёнка трудно будет добиться послушания при помощи убеждения.

Никогда не обещайте чего – либо ребёнку, если вы заранее знаете, что выполнить этого не сумеете.

Родители, серьёзно думающие о воспитании своих детей, в применении различных мер воздействия всегда опираются на сознание ребёнка, добиваясь от него осознанного отношения к собственным поступкам.

Воспитатель: Савельева Оксана Анатольевна.

Комментирование запрещено