Метод наглядного моделирования

Слайд 1. Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возрастаэ

Слайд 2. В основе моделирование лежит замещение.

«Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л. И. Цеханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада, — М., Просвещение , 1989г)

Метод наглядного моделирования – позволяет решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также  активизировать речь ребенка.

Слайд 3. Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены. Со  многими из них мы с вами сталкиваемся в каждодневной жизни, и дети не исключение.

Так, например, знаки дорожного движения.

Привычный для нас с вами алфавит это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию. Кириллица, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах), Но в мире есть  письменности, в основе которых, попрежнему,  остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом.

С развитием цифровых технологий процесс передачи информации, в том числе чувств и эмоций человека иногда превращается в демонстрацию универсальных символов, которые доступны для понимания людям незнакомым друг с другом и говорящим на разных языках. Например, всем известные «смайлики». Но особой смысловой нагрузки они за собой не несут. Это скорее, описание, выражение настроения, отношения к чему-либо.

Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами,  выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей дошкольного возраста.

Слайд 4. Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действий.

У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями. Покажите ребенку ложку, и он, с очень большой вероятностью покажет движение рукой, как он будет ложкой кушать кашу.

Один из первых алгоритмов, с которыми мы можем знакомить детей с раннего возраста – это алгоритм одевания. Расположите схему на уровне глаз ребенка в приемной группы детского сада. Но в первую очередь необходимо познакомить с этой схемой детей в группе, объяснить смысл этих картинок. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может одевать вещи или  приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель.

 

 

По такой же логике работает и алгоритм умывания. Каждый раз, приходя в умывальную комнату, вы можете обращать внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, необходимо с детьми проговорить, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша

 

В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого.

Слайд 5. Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действий, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым».

Слайд 6. С младшего дошкольного возраста также можно начинать использовать в деятельности с детьми алгоритм ухода за комнатными растениями. И в этой деятельности появляется новый вид модели – мнемотаблицы. В таких таблицах уже содержится информация, которая  поможет ребенку выполнить верные действиях с растениями (полив, опрыскивание и т.д),а также  наталкивает дошкольника на осмысление характерных особенностей растения( любит свет или любит тень, прихотливое в уходе или нет и т.д.)

 

Такие «модели» способствуют наглядному сравнению особенностей роста и ухода разными видами растений, или к примеру, подводит к анализу, чего не хватает растению для роста. А алгоритм  в уголке природы формируют посредством наглядности организацию деятельности ребенка.

Слайд 7. К 4-5 годам у ребенка формируется наглядно — образное мышление. Дошкольник  способен не только опираться на картинки, как это было в алгоритмах одевания и умывания, а представлять предметы, явления, действия в виде схем с использованием геометрических фигур, символов. В этот период элементы моделирования  можно  включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность ( описание игрушек,  животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе), игровую  деятельность (как предметы-заместители) а также продолжать применение в ходе режимных моментов(дежурства по уголку природы, занятиям и т.д)

Слайд 8. Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Слайд 9. С детьми старшего возраста: с использованием наглядных схем можно проводить следующие занятия:

— рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;

— пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;

— придумывание сказки «День рождения бельчонка»;

— составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

— составление рассказов по наглядным схемам.

Слайд 11. Ожидаемые результаты:

  • У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми;
  • Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;
  • развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
  • развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Слайд 12. В заключение хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы  в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод наглядного моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи.  Использование моделирования не должно быть «стихийным», важно педагогу понимать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

Комментирование запрещено